Формула успеха

Все началось, по словам самого Карла Планского, весьма забавно. В 1985 году, работая в своей студии а районе Вильямсбург в Бруклине, он начал делать краски для себя. И хотя он не собирался делать их на продажу, в течение года его друзья-художники стащили, обменяли и купили у Планского столько красок, что он постепенно превратился в главного поставщика оных для всей братии художников Вильямсбурга.
Так что, будучи не в состоянии прожить на средства, выручаемые от продажи картин, в 1986 году он открыл свое депо по изготовлению красок.
Художник, сам перетирающий краски, вызывает в памяти картинку старинных мастерских где-нибудь в Италии, но в Нью-Йорке, где количество художников (приближаясь к ста тысячам) намного превышает все население Флоренции в эпоху Возрождения, конкуренция среди компаний по производству товаров для художников чрезвычайно высока. Сегодня Карл Ппанский - преуспевающий предприниматель, владелец небольшого магазина товаров для художников в восточной части Манхэттена, специализирующегося на изготовлении вручную масляных красок. В век, когда большинство красок производится в огромных количествах, a oт выставленных в галереях произведений искусств так и веет промышленным лоском. Планский зарабатывает на жизнь изготовлением красок по древнейшим рецептам.
В прошлом году он продал 21 тысячу туб масляных красок, что, конечно, coвсем немного по сравнению с двумя миллионами туб, проданными компанией Winsor&Newton только в одной Северной Америке. Тем не менее Планский заявляет. что его ДОХОД исчисляется цифрами с пятью нулями «Это все равно. что иметь постоянный, никогда не заканчивающийся грант».
Его магазин представляет собой весьма живописную картину: повсюду стоят банки с измельченными пигментами, бутылки с льняным маслом, губы с масляными красками всех цветов радуги. Покупатели Планского - разношерстная публика; от студентов художественных колледжей, с торчащими во все стороны волосами и проколотыми носами до знаменитых художников.
«Я не хочу хвастаться, - говорит он, - но все настоящие художники покупают краски именно у меня». В настоящее время его компания - это пять работников и небольшая фабрика в окрестностях Онеонты (штат Нью-Йорк) Компания Планского никогда не давала рекламу и никогда не брала кредит. В отличие от других производителей красок, он не строит наполеоновских планов по наращиванию темпов производства, так, как уверен: стоит начать изготавливать краску быстрее, и она тут же потеряет в качестве. Масляная краска, как известно, изготавливается из пигмента и льняного масла, но этот рецепт, как, впрочем, и любой другой, хорош только в руках настоящего мастера. В то время как крупные компании по производству красок измельчают каждую унцию пигмента до единообразной консистенции, Планский, используя мельницу с тремя валами, разработанную еще в XIX веке, измельчает любой из 120 цветов до консистенции, присущей каждому конкретному цвету. Естественно, конкуренты Планского не очень-то довольны его домашними красками. Лини Перл. PR-менеджер Winsor&Newion. одной из старейших компаний по производству и продажам художественных масляных красок, говорит: «Это, скорее, вопрос о принадлежности к избранным. Художники любят это. Им нравится думать, что они пользуются краской, которой было сделано всего-то 5 туб. Мы же считаем, что краски, изготовленные промышленным способом, лучше по качеству благодаря очень тонко измельченным частицам пигмента».
Споры вокруг масляных красок так же стары, как и сама краска, изобретенная
на заре эпохи возрождения. Все старые мастера категорически отказывались делиться своими рецептами. Конкретные составляющие любой художественной краски считались самым большим секретом, порождая тем самым разнообразные слухи, подозрения и многочисленные научные трактаты. «Если вы пойдете в Британский музей, - говорит Планский, - вы, без сомнения, найдете там среди кипы книг трактат с названием типа «Что лично я думаю по поводу того, как Рубенс изготавливая свои знаменитые краски для лессировки, чтобы создать особый эффект у ею обнаженных».
Поворотным моментом стала середина XIX века, когда была изобретена туба. С ее появлением художникам стало удобнее пользоваться красками: у них появилась возможность писать на природе. В историю живописи, в частности, именно благодаря краскам в тубах «ворвался» французский импрессионизм. Как художник Планский впервые заявил о себе в 1992 году, когда в галерее
«Мерсер» в Сохо состоялась его первая персональная выставка, после которой критики писали: «Пожалуй, нет другого художника его поколения, который бы так тонко чувствовал краски. Планский очень естествен». Сегодня, однако, вряд ли найдется галерея, которая захотела бы выставлять Планского, невзирая на его многочисленные и частые просьбы к владельцам галерей хотя бы взглянуть на картины. Все хотят самого модного, самого нового, при этом, к сожалению, забывая, что самое новое это не что иное, как хорошо забытое старое. Пока же Планский весьма неплохо зарабатывает на жизнь изготовлением красок, несмотря на то, что ежегодные опросы показывают: спрос на масляные краски падает. Начиная с 50-х годов прошлого века, у масляных красок регулярно появляются новые соперники: это и акрил, и масляные краски на водной основе.
«Но зто же настоящее безумие: выбирать краску по тому принципу, что после работы пегче делать уборку», - замечает Планский. Не секрет, что приверженцы масляной живописи кажутся сражающимся из последних сил меньшинством. И именно Плансккй играет большую роль в том, чтобы поддерживать их в состоянии боевой готовности, так как, по крайней мере, у него всегда найдется для них запас красок.

RSS