Дело по душе

О магазине "Арт-Карандаш" мы (редакторы газеты "Артиндустрия") знали давно, издалека наблюдая за его развитием. Как говорится, присматривались и прислушивались. Если собрать все услышанные мнения в одно - то получилось, что "Арт-Карандаш" это большой центр товаров для художников, хобби и творчества, в котором трудится представительный коллектив единомышленников, прекрасно знающий ассортимент практически всех производителей и поставщиков. 


Желание познакомиться со столь прогрессивным руководителем одержало верх. Результаты нашей встречи - в интервью с директором магазина, Натальей Лосевой:



      - Расскажите, каким образом вы попали в художественно-канцелярский бизнес. 


      - Каким образом? Я всегда пыталась найти что-то своё. Я долго и хорошо поработала на "дядю", но всегда хотелось иметь своё дело, в которое можно было бы вложить всю душу, все свои умения и знания. По роду своей предыдущей деятельности я довольно часто бывала в Западной Европе, любовалась маленькими уютными магазинчиками, где хозяин знает каждого своего покупателя в лицо, обращала внимание на ассортимент товаров для творчества. Ведь не секрет, что хобби-индустрия в России находится пока еще на начальном этапе своего развития, в основном, по причине отсутствия специализированных магазинов, которые предлагали бы универсальный ассортимент товаров для хобби. Пришло время, и мы открыли "семейный" бизнес, решили окунуться в эту идею с головой. Было это не так давно - около двух с половиной лет назад.


      - Почему именно товары для творчества, а не кафе или магазин продуктов, например? 


      - Во-первых, эта тема интересна мне самой. Поначалу, конечно, не было такой осведомлённости, как сейчас. Много вопросов возникало по ассортименту - мы пытались угадывать вкусы и предпочтения, пытались понять, что нужно покупателям, что бы они хотели видеть в нашем магазине. Мы беседовали буквально с каждым посетителем. Разговаривали подробно, выспрашивали, интересовались, принимали заказы на конкретные материалы или инструменты. Таким образом выстроили свой, особый ассортимент. Мне кажется, "Арт-Карандаш" отличается от подобных художественных магазинов. Здесь каждая единица товара продумана, нет ничего лишнего и случайного. Я подбираю товар сама, думаю над каждой позицией, заранее зная, кто будет покупателем каждой ассортиментной единицы, и уже представляю, как простимулировать продажи. По прошествии года мы уже имели чёткую картину того, что должны делать, кто наши покупатели, что им нужно, как предложить им то, о чем они ещё не знают, но наверняка захотят приобрести и попробовать.


      - Вы сказали, что знаете, как стимулировать продажи. Расскажите, как происходит процесс покупки в вашем магазине? 


      - Наша главная задача - не только предлагать и акцентировать внимание покупателя на том или ином товаре, но и максимально подробно и разносторонне рассказать о нем и о технике его применения. Кто-то из посетителей уйдет подумать и вернется в следующий раз, кто-то купит сразу. Любой человек сможет получить исчерпывающую консультацию. Бывает и такое: рассказываешь одному - слушают пятеро, а в результате - шесть покупок. 

Как показывает практика, большинство покупателей слабо осведомлены о художественных материалах. Иногда даже бывает, что люди приходят с желанием рисовать, например, масляными красками, но не знают, на чём и чем это делать. И уж тем более многого не знают о товарах для хобби, да и неоткуда им узнавать. Специальных книг издаётся мало, журналов, вроде бы, и достаточно, но информация там не для начинающих, а для тех, кто уже имеет определенные навыки. В то же время, большая часть наших клиентов - это люди без художественного образования, но с большим нереализованным желанием начать что-то творить своими руками. Мы стараемся помочь им сориентироваться в новых материалах и, порой, довольно сложных инструментах. Наша цель - создать у посетителя положительное эмоциональное ощущение, увеличить его осведомленность, дать толчок работе фантазии. Ведь ручная работа - это энергетика. Мы стараемся внести свою лепту в то, чтобы эта энергетика была положительной.


      - Вы сами пробуете новые материалы на практике? 


      - Да, конечно. Потому что, если сам не поэкспериментируешь, то не сможешь объяснить. Пробую не все, но большинство новых инструментов и материалов стараюсь изучить. Ведь если говорить о товарах для хобби, то с их помощью можно работать в различных техниках - вариантов применения много, и все они вырабатываются только на личном опыте. В товарах для хобби нет жёсткой инструкции: делайте только так-то и так-то.

      - А приходили потом счастливые и радостные покупатели, чтобы рассказать о своем успехе? 


      - Да, приходят люди, показывают то, что они сделали с помощью наших материалов: красиво оформленные фотоальбомы, открытки, расписные деревянные подносы, валяные из шерсти игрушки, куклы из термопластики. Ведь мы ориентируемся на самые разнообразные направления: декупаж, роспись по стеклу, роспись по ткани, фильцевание, скрапбукинг... Среди наших постоянных покупателей есть даже художники-авангардисты, использующие для своих работ не только художественные краски, кисти и холст, но и прикладные декоративные материалы.


      - Ваш бизнес формируется в течение двух лет. Ассортимент большой, интересный и грамотно подобранный. А как в него попали карнавальные костюмы? 


      - На самом деле, это вынужденный ход. У нас широкий ассортимент для детей: школьные товары, канцелярские, краски детские. Следовательно, есть постоянные покупатели, которые под новый год стали интересоваться, а нет ли у нас маскарадных костюмов? Вот так появились костюмы и услуга прокат костюмов для тех, кто не может позволить себе их купить.


      - У Вас есть интернет-магазин, практически единственный, работающий с розничным покупателем. Расскажите об этой услуге. 


      - Интернет-магазин рассчитан как на москвичей, так и на жителей других городов, как на розничных покупателей, так и на оптовиков. Столичные покупатели, конечно, могут приехать в "Арт-Карандаш" сами, но при современном темпе жизни очень у многих нет такой возможности, и им проще сделать заказ в интернет-магазине с курьерской доставкой или доставкой почтой. Минимальная сумма такого заказа - 500 рублей, при заказе на меньшую сумму теряется смысл отправки заказа. По желанию клиента, он может сам забрать в магазине уже собранный предварительно заказ. В этом случае сумма заказа может быть любой. Но, на самом деле, редко кто заказывает по минимуму. Ассортимент у нас очень разнообразный. Для оптовиков же мы предлагаем особые условия сотрудничества. На сайте информация четко классифицирована, товар представлен наглядно: крупные картинки, подробное описание. Мы стремимся к тому, чтобы человек, задумавший какую-либо идею по декорированию, смог в нашем магазине найти всё. Кроме того, сайт создавался для привлечения региональных покупателей, для тех, в чьих городах ещё долго не будет таких магазинов. Мы отправляем заказы по всей России.


      - Каковы Ваши планы, чего ждете, на что надеетесь? Когда я шла к Вам, у меня было представление о Вашем магазине как об очень большом по площади. Но, оказалось, что весь бизнес располагается на 30 м2. 


      - Такое впечатление не у вас одной! Да, мы пока не увеличивали площадь (а значит, и расходы на аренду) ради поддержания нормального уровня цен и интересного ассортимента, но этот вопрос решается, и уже со следующего месяца мы будем располагаться на большей площади. А в будущем хотим открыть несколько подобных магазинов в Москве.


      - С кем из поставщиков Вы работаете и как выбираете товар? 


      - При принятии решения о сотрудничестве с тем или иным поставщиком главную роль играет, безусловно, ассортимент предлагаемых товаров. Важно, чтобы он был продуман, оправдан и логичен. Все предложения я оцениваю сама, и выбираю только то, что интересно моим покупателям. В сегменте товаров для хобби жизненно необходима гибкость, то есть способность быстро реагировать на изменение предпочтений покупателей и ситуации на рынке. 

С российскими производителями мы стараемся работать напрямую. Естественно, при выборе обращаю внимание на цены. Потому что на рынке хобби-товаров они могут быть совершенно фантастические. Вместе с этим учитываю еще одну нашу принципиальную позицию - товары должны быть высокого качества, даже если они немного выше по цене, чем аналогичные товары другого производителя. Если человек хоть раз попробовал работать хорошими инструментами и с качественным материалом, ему сложно вернуться к дешёвому и простому, несмотря на их низкую стоимость.


      - А с любым поставщиком удается договориться на хорошие условия, выгодные для Вас? 


      - Нет, не со всеми поставщиками можно договориться об условиях, которые удовлетворяли бы меня полностью. В этом, видимо, и суть рыночных отношений: есть товар, и есть купец. Но чем доль- ше работаешь, тем больше доверия возникает в этих отношениях, они улучшаются, укрепляются, очеловечиваются.


      - Традиционный наш вопрос, который мы всегда задаём. Есть, кому это дело передать дальше? 


      - Я не знаю, чего захочет моя дочь: она ещё маленькая, ей одиннадцать лет. Но мне кажется, она уже "заражена" всем этим. Пока она, естественно, не участвует в бизнесе, но живо интересуется, переживает, в курсе всех дел. Так что время покажет...


      - Что вы можете пожелать своим будущим клиентам, покупателям? 


      - Нашим покупателям я хочу пожелать не стесняться задавать вопросы - мы всегда расскажем, покажем, проконсультируем. Если у нас чего-то нет в ассортименте - обязательно включим этот товар в план поставок. Также мы полностью открыты к сотрудничеству с региональными магазинами, готовы предложить для них варианты создания и расширения линии товаров для творчества. На сегодняшний день вхождение в рынок хобби-индустрии - это определенный риск, но при грамотном построении отношений с клиентами, при принятии их проблем как своих собственных риск не только оправдывается, но и приносит свои плоды - новые ступени развития и большое моральное удовлетворение. 

Хотела бы высказать одну проблему, над которой размышляю уже некоторое время: почему практически никто из крупных поставщиков, с которыми мы сотрудничаем, ни разу меня не спросил: а что интересно моим покупателям? Большие компании заказывают дорогостоящие маркетинговые исследования, чтобы узнать предпочтения розничного клиента. А вот я готова поделиться этой накопленной мною информацией бесплатно. Но им, наверное, неинтересно. Я бы пожелала им больше интересоваться пристрастиями наших покупателей. Тогда мы смогли бы работать более плодотворно.

 


RSS