Формула успеха

Все началось, по словам самого Карла Планского, весьма забавно. В 1985 году, работая в своей студии в районе Вильямсбург в Бруклине, он начал делать краски для себя. И хотя он не собирался делать их на продажу, в течение года его друзья-художники стащили, обменяли и купили у Планского столько красок, что он постепенно превратился в главного поставщика оных для всей братии художников Вильямсбурга. Так что, будучи не в состоянии прожить на средства, выручаемые от продажи картин, в 1986 году он открыл свое дело по изготовлению красок. Художник, сам перетирающий краски, вызывает в памяти картинку старинных мастерских где-нибудь в Италии, но в Нью-Йорке, где количество художников (приближается к ста тысячам) намного превышает все население Флоренции в эпоху Возрождения, конкуренция среди компаний по производству товаров для художников чрезвычайно высока. Сегодня Карл Ппанский - преуспевающий предприниматель, владелец небольшого магазина товаров для художников в восточной масти Манхэттена, специализирующегося на изготовлении вручную масляных красок. В век, когда большинство красок производится в огромных количествах, a от выставленных в галереях произведений искусств так и веет промышленным лоском, Планский зарабатывает на жизнь изготовлением красок по древнейшим рецептам. 

В прошлом году он продал 21 тысячу туб масляных красок, что, конечно, совсем немного по сравнению с двумя миллионами туб, проданными компанией Winsor&@38;Newtor только в одной Северной Америке. Тем не менее Планский заявляет, что его доход исчисляется цифрами с пятью нулями "Это все равно, что иметь постоянный, никогда не заканчивающийся грант". 

Его магазин представляет собой весьма живописную картину: повсюду стоят банки с измельченными пигментами, бутылки с льняным маслом, тубы с масляными красками всех цветов радуги. Покупатели Планского - разношерстная публика: от студентов художественных колледжей с торчащими во все стороны волосами и проколотыми носами до знаменитых художников. 

"Я не хочу хвастаться, - говорит он, - но все настоящие художники покупают краски именно у меня". 

В настоящее время его компания - это пять работников и небольшая фабрика в окрестностях Онеонты (штат Нью-Йорк). Компания Планского никогда не давала рекламу и никогда не брала кредит. В отличие от других производителей красок, он не строит наполеоновских планов по наращиванию темпов производства, так как уверен: стоит начать изготавливать краску быстрее, и она тут же потеряет в качестве. 

Масляная краска, как известно, изготавливается из пигмента и льняного масла, но этот рецепт, как, впрочем, и любой другой, хорош только в руках настоящего мастера. В то время как крупные компании по производству красок измельчают каждую унцию пигмента до единообразной консистенции, Планский, используя мельницу с тремя валами, разработанную еще в XIX веке, измельчает любой из 120 цветов до консистенции, присущей каждому конкретному цвету. Естественно, конкуренты Плачского не очень-то довольны его домашними красками. Лини Перл, PR-менеджер Winsor&Newton, одной из старейших компаний по производству и продажам художественных масляных красок, говорит: "Это, скорее, вопрос о принадлежности к избранным. Художники любят это. Им нравится думать, что они пользуются краской, которой было сделано всего-то 5 туб. Мы же считаем, что краски, изготовленные промышленным способом, лучше по качеству благодаря очень тонко измельченным частицам пигмента". 

Споры вокруг масляных красок так же стары, как и сама краска, изобретенная на заре эпохи Возрождения. Все старые мастера категорически отказывались делиться своими рецептами. Конкретные составляющие любой художественной краски считались самым большим секретом, порождая тем самым разнообразные слухи, подозрения и многочисленные научные трактаты. "Если вы пойдете в Британский музей. - говорит Планский. - вы, без сомнения, найдете там среди кипы книг трактат с названием типа "Что лично я думаю по поводу того, как Рубенс изготавливал свои знаменитые краски для лессировки, чтобы создать особый эффект у его обнаженных". 

Поворотным моментом стала середина XIX века, когда быта изобретена туба. С ее появлением художникам стало удобнее пользоваться красками: у них появилась возможность писать на природе. В историю живописи, в частности, именно благодаря краскам в тубах "ворвался" французский импрессионизм. 

Как художник Планский впервые заявил о себе в 1992 году, когда в галерее "Морсер" в Сохо состоялась ого первая персональная выставка, после которой критики писали: "Пожалуй, нет другого художника его поколения, который бы так тонко чувствовал краски. Планский очень естествен". 

Сегодня, однако, вряд ли найдется галерея, которая захотела бы выставлять Планского, невзирая на его многочисленные и частые просьбы к владельцам галерей хотя бы взглянуть на картины. Все хотят самого модного, самого нового, при этом, к сожалению, забывая, что самое новое - это не что иное, как хорошо забытое старое. 

Пока же Планский весьма неплохо зарабатывает на жизнь изготовлением красок, несмотря на то, что ежегодные опросы показывают: спрос на масляные краски падает. Начиная с 50-х голов прошлого веха у масляных красок регулярно появляются новые соперники: это и акрил, и масляные краски на водной основе. 

"Но это же настоящее безумие: выбирать краску по тому принципу, что после работы легче делать уборку", - замечает Планский. 

Не секрет, что приверженцы масляной живописи кажутся сражающимся из последних сил меньшинством. И именно Планский играет большую роль в том, чтобы поддерживать их в состоянии боевой готовности, так как, по крайней мере, у него всегда найдется дпя них запас красок.


RSS