КООПЕРАТИВЫ - ЖИВЫ!

Компания "Луч" из г. Ярославль, вероятно, единственный, оставшийся в живых, производственный кооператив на российском пространстве. Как развивается предприятие, и каковы планы этого коллектива, мы узнали из беседы с директором по продажам Савате-евой Натальей Анатольевной.

 







      - Скажите, почему предприятие до сих пор называется - производственный кооператив? 
      - А мы и есть кооператив. Когда в 90-е годы (времена приватизации) встал вопрос о выборе формы собственности предприятия, было решено, что именно производственный кооператив является наиболее справедливой и приемлемой формой жизнедеятельности. И, как показывает опыт, это решение оказалось правильным.

      - Наталья, как химический завод начал производить краски? 
      - Решение выпускать краски и, в частности, детские, возникло не в один прекрасный день, как вы понимаете. До этого был долгий процесс становления и развития, начавшийся еще в 30-е годы XX века. Уже 70-е годы стали основой, заложившей вектор развития предприятия. Именно в это время определилась детская направленность в производстве. Долгое время мы производили различного рода игрушки и добавляли ассортимент красками. Окончательный выбор был обусловлен отчасти кризисом в игрушечной отрасли, но в большей степени он произошел благодаря знаниям и дальновидности руководства предприятия.

      - Какую продукцию производит компания "Луч" сегодня? 
      - Условно весь ассортимент можно разделить на три группы: Во-первых, это товары для детского творчества: акварель, гуашь, различные виды пластилина, краски для декоративного творчества (акрил, темпера), гели оформительские, восковые и масляные карандаши, витражные краски, наборы для детского творчества. Во-вторых - изделия из пластмассы, предназначенные для детского творчества: доски для лепки, наборы формочек, стеков для резки и моделирования, стаканчики-непроливайки, различные трафареты для рисования. 

Новое направление - производство компьютерных аксессуаров из пластмассы. Сегодня оно представлено боксами, футлярами, стойками для CD и DVD дисков. В-третьих, это канцелярские товары - клеи синтетические и ПВА, и в планах - дальнейшее расширение этой группы.

      - Приемлемо ли для Вашего предприятия производство продукции для других компаний непосредственно под их торговыми марками? 
      - Своим брендом мы, безусловно, гордимся, но есть примеры сотрудничества в этом направлении с рядом компаний, несмотря на то, что наша продукция по цене выше, чем у других производителей. Однако, производя продукцию под своей маркой у нас, заказчик всегда получает гарантированно высокое качество. Упоминание о том, что товар произведен на ПК "Луч", остается всегда.

      - Выпускает ли "Луч" продукцию хобби-линии? 
      - Можно сказать, начинает производить. Не так давно в нашем ассортименте появилась серия красок "Люкс". В нее входят акварель, гуашь, пластилин. Эти товары предназначены как для люби- телей рисования и лепки, так и для учеников начальных классов художественных школ. Мы назвали эту серию - "Люкс", не потому что остальные наши краски хуже по качеству. К продукции для хобби в нашем ассортименте можно отнести различные виды пластилина - флуоресцентный, скульптурный, плавающий пластилин, восковые и масляные карандаши, акриловые и витражные краски, наборы гелей, наборы формочек и стеков для лепки. У нас есть даже единственные в своем роде флуоресцентные и перламутровые карандаши. Обо всех этих товарах мы можем смело говорить, что они предназначены для семейного отдыха и досуга.

      - А если говорить именно о хобби-творчестве? 
      - Мы создали и выпускаем несколько наборов для хобби с разным наполнением. В них нет инструкций, в них есть идеи. Самое главное, что с помощью нашей продукции можно получить элементарные навыки работы с материалом. Мы считаем, что проблема слабого развития художественного творчества в нашей стране кроется в том, что маленький ребенок не может сделать идеальный рисунок и очень разочаровывается в занятии рисованием или лепкой. Но если он достигнет результата близкого к приложенному образцу, то это даст толчок к продолжению занятий творчеством. Пусть ребенок начинает рисовать с трафаретом, но постепенно он обязательно научится делать все сам.

      - Если у вас так много продукции для семейного хобби, значит вы активно работаете с художественными салонами и магазинами, которые занимаются продажей такого рода продукции? 
      - А вот в этом случае нет. У нас традиционно сложилась система продаж. Мы работаем только с крупными оптовиками, а они распространяют нашу продукцию дальше. Среди наших клиентов есть только компании, которые занимаются поставками канцелярской продукции. Вероятно, через них наш товар попадает и в художественные магазины, и в салоны. Но компаний, специализирующихся на художественной продукции, среди наших клиентов нет.

      - Как построена система продаж? Вы имеете рекомендованные цены, определяете регионы влияния своих клиентов? 
      - Нет, мы не даем рекомендованных цен, не ограничиваем клиентов. Можно сказать, что рынок наш уже сложился. Как распределительные сети, в которых, возможно, и бывают незначительные переходы клиентов от одного покупателя к другому, так и в отношениях с конкурентами. Но хочу особо отметить, что нас иногда даже поругивают за то, что мы не вступаем ни в какие альянсы, развиваемся самостоятельно и ни с кем не "воюем". Бывают, правда, такие случаи, что крупный опт не может предложить своим клиентам всего нашего ассортимента, и тогда, если региональный оптовик обращается к нам, то мы идем ему навстречу, поставляем товар сами. Несколько слов по ценовой политике: у нас есть определенный прайс, но все клиенты имеют скидки или от разовой закупки -эта система действует, когда мы только начинаем работать с компанией, или по результатам закупок в предыдущем году. Во втором случае скидки изменяются, как в сторону увеличения, если компания купила больший объем продукции, так и в сторону уменьшения, если объемы снизились. Но все эти моменты обязательно обсуждаются с клиентом. И еще одна наша особенность -мы не инициируем прекращение работы с клиентом. Наши менеджеры переживают за своих клиентов и всегда стараются сделать все, чтобы помочь ему увеличить закупки: ищут оптимальные способы доставки, стараются комплектовать заказы практически на 100%. Выстраивают сервис.

      - Наталья, если комплектность заявки, как вы говорите, составляет практически 100%, какое время клиент ждет выполнения своего заказа? 
      - Клиент практически не ждет. Мы уже очень хорошо знаем спрос на свою продукцию с учетом сезонных колебаний. Поэтому вся производственная программа построена так, чтобы каждый день на складе была вся продукция. В то же время, у нас не бывает лежалого товара. Но иногда, правда, приходится производству подстраиваться к заказам, но это происходит практически незаметно для клиента, заказанный товар он получает всегда в срок.

      - Насколько я поняла из нашего с Вами разговора - компания "Луч" работает с оптовыми клиентами, не сильно нагружает их планами продаж, но при этом результаты работы постоянно улучшаются. Как это происходит? Что вы делаете для того, чтобы ваши покупатели легко продавали вашу продукцию? Как помогаете им? 
      - Все очень просто - мы работаем с конечным покупателем на той стадии, когда он еще не перешагнул порог магазина. Наша цель - сделать так, чтобы нашу продукцию осознанно искали, шли за ней в канцелярский магазин. Наши клиенты могут рассчитывать, что предприятие всегда окажет информационную поддержку, которая принимает различные формы. Это информация, размещенная на нашем сайте. Это форум, предназначенный для общения как с конечными покупателями, так и со специалистами отрасли. У нас есть пока небольшой, но плодотворный опыт в создании учебно-познавательной литературы. Такого рода информация предназначена для воспитателей и преподавателей дошкольных и школьных учебных заведений. Это рекламная информация, это мастер-классы, которые наши специалисты проводят по всей стране.

      - Вернемся к производственной программе. Насколько часто у вас добавляются новинки? Как быстро вы разрабатываете новые товары? 
      - Над обновлением ассортимента предприятие работает постоянно. Например, около 5 лет назад мы начали производить и продавать большое количество наборов для творчества в разной комплектации. Но результаты продаж показали, что хорошо продаются всего 2 набора, а остальные придется снимать с производства. И только мы приняли такое решение- пошли заказы на наборы. 

Вообще, если говорить о сроках разработки, то они совершенно разные, например, мы быстро сделали флуоресцентную гуашь, слегка изменив рецептуру традиционной гуаши. А перламутровые и флуоресцентные карандаши - им нет аналогов в мире - это целиком наша разработка, поэтому работа над ней проходила дольше. Сроки зависят и от того, насколько остро мы чувствуем востребованность товара, и если она есть, то и сроки разработки и запуска в производство стараемся сократить. Мы следим за рынком и всегда производили, и будем производить только то, на что есть спрос у конечного покупателя. Когда мы запускали стакан-непроливайку, то это казалось нам самим немного странным. Зачем, ведь все привыкли к майонезным баночкам, а этот стакан много лет был самым продаваемым товаром, и мы снизили объемы производства только тогда, когда все конкуренты его скопировали и начали производить сами.

      - Что вы хотите сказать будущим покупателям своей продукции? 
      - Наша компания - это предприятие, ориентированное, в первую очередь, на своего покупателя. Задача нашей компании состоит в том, чтобы создавать товары, которые смогли бы пробудить в ребенке, взрослом желание творить. Мы рады тому, что торговая марка "ЛУЧ" на протяжении многих лет ассоциируется в сознании покупателей с теплом, радостью творчества и всепроникающим светом.

Ирина Кудашкина

 

 

 


RSS